Участники рынка оценки собственности

В создании современных мировых оценочных стандартов далеко не последняя роль принадлежит опыту российских экономистов и статистиков, к началу 20 века оформившемуся в отдельное научное направление и получившему название "русская оценочная статистика".

В конце века на смену ей в Россию из-за границы пришла независимая профессиональная оценка собственности. Будем считать новую зарубежную школу оценки - порядком подзабытым российским старым.

Рассмотрим правовое пространство, в котором находятся участники рынка оценки. Это, прежде всего федеральный закон "Об оценочной деятельности в РФ" № 135-ФЗ от 29.07.1998 года. Московским предпринимателям следует иметь в виду, что действует и Закон города Москвы № 3 от 11.02.1998 года "Об оценочной деятельности в городе Москве". Оба эти закона практически повторяют друг друга, но необходимо акцентировать внимание предпринимателей на трех особенно важных моментах.

Первый акцент

Федеральный закон признаёт субъектами (участниками) оценочной деятельности, с одной стороны, юридических и физических лиц (индивидуальных предпринимателей), а с другой - потребителей их услуг (заказчиков работ по оценке). В отличие от федерального, московский закон более корректно делит участников рынка оценки не на два "лагеря", а на три:

На первое место справедливо ставятся физические лица, признанные профессиональными оценщиками. Они должны иметь профессию "оценщик собственности", соответствующий опыт работы по оценке различного рода объектов, состоять в одном из профессиональных общественных объединений оценщиков, иметь все необходимые обязательные (государственные) и добровольные (дополнительные) профессиональные аккредитации и сертификации.
На второе место ставятся юридические лица и индивидуальные предприниматели, признанные лицензированными оценщиками по результатам проведенной в установленном порядке процедуры их лицензирования.
Третий и основной участник рынка оценки - потребитель услуг по оценке - заказчик.


В федеральном законе оба описанных выше оценщика именуются одним термином - "оценщик", что вносит некоторую сумятицу в процедуру оценочных работ. Действительно, объединяя эти два отличных друг от друга термина в один, Законодатель необоснованно поставил знак тождества между специалистом в области оценки и хозяйствующим на рынке субъектом, для которого оценка - это один, но, зачастую, далеко не единственный из видов хозяйственной деятельности.

Эти две ипостаси оценщика на практике представляют собой явления, если и не противоположные, то достаточно сильно различающиеся на рынке по целям, задачам и манере своего поведения.

Для профессионального оценщика оценочная деятельность - это профессия. Для него Стандарты оценки - это закон, а Кодекс этики оценщика - то же, что Клятва Гиппократа для практикующего врача.

Профессия оценщика, как любая другая профессиональная деятельность, требует:

либо специального высшего образования в области оценки, либо, как минимум, полной профессиональной переподготовки;
опыта личного проведения работ по оценке и, желательно, как можно большего опыта не столько по количеству, сколько по видам имущества и типам определяемых стоимостей.


Желательным для профессионального оценщика является:

участие в одной из профессиональных общественных организаций. Далеко не единственными в РФ, но пока одними из самых организованных, являются Российское Общество Оценщиков (РОО) и Московское общество оценщиков (МОО);
наличие у него как обязательных (государственных), так и добровольных (в рамках профессиональных общественных организаций) аттестаций или сертификаций, подтверждающих его профессиональный уровень.

Несколько иначе обстоят дела с лицензированным оценщиком. Заказчик оценки должен чётко представлять себе, что, имея дело с лицензированным оценщиком, он имеет дело, зачастую, с таким же, как он, предпринимателем, для которого оценочная деятельность - всего лишь один из видов хозяйственной деятельности. А так как в РФ этот вид деятельности требует государственного "одобрения", то стоит вам заплатить десять минимальных окладов, собрать требуемый пакет копий регистрационных документов и дать письменное обязательство сотрудничать только с профессиональными оценщиками, как вы сами можете стать лицензированным оценщиком.

Автор не собирается ставить знаки "больше", "меньше" или "равно" между двумя понятиями "оценщик". Профессиональному оценщику необходим посредник в лице лицензированного оценщика, который благодаря постоянной нацеленности на получение дохода выстраивает собственный маркетинговый механизм, обеспечивающий и заказы по фактической оценке собственности в том числе. В свою очередь, сам лицензированный оценщик не может не прибегнуть к услугам профессионального оценщика для выполнения собственно оценочных работ, так как приглашение с этой целью экономистов или финансовых аналитиков не гарантирует Заказчику грамотного решения в сложных вопросах стоимости различного типа имущества.

Практическим советом Заказчику работ по оценке здесь будет следующее: имейте в виду, что вопросы организационно-правового характера, а также вопросы, связанные с компенсацией ущерба от ошибок, допущенных в процессе оценочных работ, - это прерогатива лицензированного оценщика, то есть хозяйствующего субъекта (юридического лица). А вот фактическую сторону определения стоимости собственности может обеспечить только профессиональный оценщик, с которым (или в присутствии которого) следует обсуждать вопросы:

что делать,
как делать,
в какие сроки это можно сделать,
что для этого понадобится (документация, специалисты),
как обеспечить в дальнейшем согласование (корреспондирование) результатов проведённых работ по оценке с иными документами (организационно-правовыми - при совершении сделки или данными бухгалтерского учёта - при оценке и переоценке фондов);
как обеспечить согласованные действия во время работы вместе с другими специалистами (юрист, аудитор или другие), если работы по оценке имущества или бизнеса являются лишь частью общей консалтинговой деятельности специалистов на объекте.


Второй акцент

Заказчик должен ясно понимать, что не все то, что готов пообещать лицензированный оценщик, чтобы заключить договор и получить свой предпринимательский доход, может или нравственно готов выполнить профессиональный оценщик.

А поэтому уже на этапе переговоров может быть заложена "мина замедленного действия" - причина будущего конфликта. И вместо решения своих стоимостных вопросов Заказчик может получить дополнительные организационные проблемы.

После заключения договора Заказчик должен как можно быстрее установить рабочий контакт с профессиональным оценщиком, так как в этом случае лицензированный оценщик невольно может стать не только звеном, замедляющим рабочий процесс, но и "испорченным телефоном". Сочетание в одном лице качеств профессионального и лицензированного оценщика возможно лишь в единственном случае - когда профессиональный оценщик зарегистрировался в качестве предпринимателя без образования юридического лица и получил лицензию на этот вид деятельности.

Явление это на современном российском рынке оценки достаточно редкое, а организационно-правовая форма - ПБОЮЛ - не очень популярна. Но есть основания предположить, что со временем число индивидуальных предпринимателей-оценщиков будет расти, так как это достаточно удобная форма работы как для оценщика, так и для Заказчика. По сравнению с крупными и средними оценочными фирмами, отсутствует "посредник" между Заказчиком и фактическим исполнителем работ по оценке, а это приводит к существенному снижению стоимости договора на оценку, уменьшает сроки преддоговорного и договорного общения Сторон, значительно понижает вероятность получения "негодного" результата, а, следовательно, и конфликта между Заказчиком и Оценщиком.

"Продвинутые" лицензированные оценщики - юридические лица - уже сейчас применяют комбинированную схему работы на рынке оценочных услуг. Крупные проекты, требующие работы больших коллективов профессионалов (экономистов-аналитиков, юристов, оценщиков, маркетологов, аудиторов) осуществляются от имени крупной консалтинговой компании, а мелкие и средние объекты по оценке или другим узким дисциплинам отдаются на исполнение либо мелким лицензированным фирмам, либо оценщикам-ПБОЮЛ.

Третий акцент

Особо надо сказать о лицензировании оценочной деятельности хозяйствующих субъектов, пожелавших стать лицензированными оценщиками.

Не так давно Министерство имущественных отношений РФ утверждено в качестве уполномоченного органа по регулированию в России оценочной деятельности, по представлению которого вышло Постановление Правительства РФ "О лицензировании оценочной деятельности в Российской Федерации" № 285 от 11 апреля 2001 г. После Федерального закона об оценочной деятельности введение в России единой процедуры лицензирования - это второй шаг на пути к цивилизованному рынку услуг по оценке.

Следует иметь в виду, что решением Верховного суда РФ от 2 марта 2001 г. лицензирование оценочной деятельности, вводимое субъектами РФ по временным правилам, признано незаконным, нарушающим единое правовое пространство России.

Лицензирование будет осуществляться по четырём видам оценочной деятельности (типам объектов оценки):

оценка недвижимости, включая земельные участки;
оценка машин, оборудования и транспортных средств, включая автотранспорт;
оценка предприятий как действующих (бизнеса), включая имущественные комплексы;
оценка нематериальных активов и объектов интеллектуальной собственности.


Именно под этот перечень построены Международные стандарты оценки, а также будут построены и российские стандарты оценки.

Всё встанет на круги своя.

 

 

В. И. Яковлев,

оценщик Первой категории,

Напечатано в газете "Элитный персонал" № 21 (205) 05.06.2001 года