Предприниматель - квинтэссенция рынка или некоторые вопросы этики в оценочной практике

В своей статье Автор счёл целесообразным предложить свой собственный взгляд на исключительно важную тему практической оценки, имеющей, в месте с тем, достаточно скудную трактовку в российской профессиональной литературе - это вопросы профессиональной этики в современной российской оценочной практике.

Для многих коллег покажется крамольным утверждение Автора о том, что совершенствование оценочной практики - не столько процесс увеличения объёма знаний профессионального оценщика, сколько процесс совершенствования его навыков удовлетворения потребностей рынка. При этом не надлежащее удовлетворение потребностей рынка следует рассматривать как признак низкого уровня профессиональной квалификации оценщика. В этом смысле такая рыночная дисциплина как оценщик собственности по своему предназначению является исключительно заказной.

Помни об этом уважаемый Соискатель, когда будешь подбирать себе место учёбы или работы. Помните об этом и уважаемые Работодатели, когда будете подыскивать себе оценщика для разовой работы или на постоянную вакансию.


Вывод: Плох тот оценщик, который не сможет сделать для Предпринимателя то, что необходимо ему для реализации предстоящей сделки!

Автор не исключает, что многие прочитавшие эти строки, могут пережить лёгкий шок от прочитанного, хотя много раз Автору приходилось слышать горестное: "Мы все с Вами заказные оценщики!" И произносилось это не только в частных беседах, но и с учебных кафедр, на профессиональных конференциях оценщиков, в беседах с продвинутыми и уважаемыми деятелями оценочных сообществ. Но сейчас это напечатано в авторитетном профессиональном журнале, который читают продвинутые Работодатели и не менее продвинутые Оценщики. Уж больно криминальная вырисовывается профессия. Просто рассадник бесчестных людишек с низкими и угодливыми душонками.

Жуть какая-то!

Действительно - жуть, но только до тех пор пока не определиться в терминах.

Если оценщик готов сделать всё, что угодно для Заказчика, даже когда это расходится с элементарным здравым смыслом, лишь бы - платили деньги, это действительно является выполнением заказа. Автор много раз встречал такого рода оценки за свою практику. Особенно показательными случаями выполнения заказа можно считать, например, такие, когда рубль 1960 года эквивалентен двум рублям 1999 года или когда стоимость аренды одного квадратного метра производственных помещений типа "шанхай" приравниваются к стоимости аренды одного квадратного метра хороших офисных помещений в центре Москвы.

Рынок им судья!

Говоря об оценочной деятельности, Автор имел в виду совсем другой заказ, это исключительной ответственности социальный заказ на участие в формировании и становлении цивилизованного российского рынка. Как именно? Давайте разберёмся.

Международные стандарты оценки определяют рынок как систему, в которой товары и услуги переходят от продавцов к покупателям посредством механизма цен. Рынок - это не место, где расположены лотки с редиской или компьютеры в офисах. Основа рынка, сама его суть - это сделка. И чем более активно совершаются сделки (будь то с редиской или акциями предприятий), тем более развитым считается рынок. Нет сделок - нет рынка. Другие критерии оценки рынка не существенны.

К концу 90-х годов в России стало почти нормой привлекать к участию в предполагаемой сделке оценщиков, которые должны обосновать стоимость конкретной сделки. В доброй половине оценок, которые проводил Автор, Предприниматель так или иначе пытался навязать свое мнение о стоимости. А так как оценочная деятельность достаточно конфиденциальна, то Автору что-то надо было решать по этому поводу самому. Надо было либо смириться с самим фактом порочности профессии, либо разобраться, а, разобравшись, Автор понял, что не следует спешить относить каждую оценку, перед которой Заказчик рассуждал о стоимости, к заказной, а такого рода "заказную" оценку к вселенской мерзости.

В научно-методической литературе по оценке Автор, за шесть лет работы, ответов на эти вопросы так и не встретил поэтому пришлось находить ответ в собственной практике. А на практике Автору каждый раз ещё перед оценкой приходилось убеждать Предпринимателя (Заказчика), что оценщик - это его (Предпринимателя) консультант по вопросам стоимости, а консалтинг - это инструмент Предпринимателя, и, следовательно, уже из-за одного этого обстоятельства оценщик применит (обязан применить) весь свой профессиональный опыт, чтобы содействовать сделке.

Но при этом Оценщик должен недвусмысленно заявить Предпринимателю, что ни при каких обстоятельствах не должны пострадать ни профессиональный, ни морально-нравственный имидж эксперта. Эксперт-оценщик всем своим поведением должен показать, что он не на стороне Предпринимателя и не на стороне его контрагента по предполагаемой сделке, а что Оценщик на стороне самой сделки, то есть Предпринимательства, как инструмента, создающего всё сущее на этой земле.

Если же у оценщика хватило профессионализма рассмотреть в предполагаемой сделке некий не добрый умысел, но не хватает профессионализма "выправить" сделку, используя механизм независимого экспертного мнения о стоимости, то оценщику следует отказаться от такой оценки, благо, что международные стандарты оценки предоставляют достаточно формальных поводов для такого отказа.

Каждый профессиональный оценщик должен принять для себя за правило - ещё на этапе первичной беседы или во время опросов, уточняющих задание Предпринимателя на оценку, он непременно обязан уяснить для себя контуры имеющегося или предполагаемого предпринимательского механизма. Для себя Автор называет этот процесс - определение места возникновения ценности. А уяснив место и характер возникающей ценности, оценщику сложнее ошибиться в последующем при определении численного значения величины этой самой "оцениваемой ценности", будь то недвижимость, бизнес и, особенно, объекты интеллектуальной собственности.

Описанный выше "начальный этап" в работе оценщика является самым трудным и профессионально ответственным этапом во всей деятельности оценщика. Именно этот этап, когда выясняется, что необходимо и наиболее целесообразно для Предпринимателя, - обывательски воспринимается за желание сделать то, что он хочет.

Уважаемый Читатель согласится, что "то, что хочет один из контрагентов" и "то, что нужно для сделки" - "совсем две разные вещи" - как сказали бы в Одессе.

Автор давно решил для себя эту проблему, считая, что основное предназначение оценочной практики - выполнять большой социальный заказ по приведению в соответствие реального уровня ценности имущества с ценами реальных сделок с этим имуществом. Между этими двумя экономическими категориями и проходит деятельность профессионального оценщика собственности.

Практикующий оценщик должен постоянно расширять свой профессиональный диапазон, чтобы быть способным удовлетворять разного рода имущественные потребности рынка, оставаясь при этом высоким профессионалом, достойным уважения со стороны Рынка.

Грань, отделяющая высокопрофессиональную деятельность, направленную на обеспечение сделки, и деятельность по предоставлению Клиенту стоимости, угодной только ему и вовсе не отражающей уровня ценности имущества, очень размыта и спрятана у человека на уровне общей жизненной мотивации.

Выполнение оценщиком большого, социального заказа - безоговорочное благо.

Выполнение оценщиком мелочного заказа по манипулированию численным выражением ценности имущества - безоговорочное зло.

Даже в связи с вышеизложенным Автор никогда не спешил в своей оценочной практике быть Павликом Морозовым, считая, что как у каждого Предпринимателя, так и каждого "купленного" им оценщика есть свой Бог и именно Он им будет судьёй, а не некий эксперт по вопросам стоимости.

Процесс совершенствования оценочной практики - постоянен и основывается на предпосылке о том, что квинтэссенцией рынка является Предприниматель (Управляющий). Всё в оценочной практике, что идёт вразрез с требованиями позитивной предпринимательской деятельности, не является надлежащей оценочной практикой. Всё, что нравственно для предпринимательской деятельности - нравственно и для оценочной деятельности.

И дай Бог Автору "до пенсии" выполнять этот большой социальный, рыночный заказ.

 

 

В. И. Яковлев,

оценщик Первой категории,

Напечатано в газете "Элитный персонал" № 26 (210) 10.07.2001 года, а также в журнале "Московский оценщик" № 3, июнь 2001 года.